среда, 24 декабря 2014 г.

Многообразие путей и форм познания мира

Научное познание:
         
Научным называется познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Основные характеристики научного познания: существенность, объективность, строгая доказательность, систематичность, целенаправленное использование средств получения знания, практичность.



Основные формы научного
познания:
  • Научный факт 
  • Научная проблема 
  • Научная идея 
  • Гипотеза 
  • Закон 
  • Теория 


Уровни научного познания и методы.
        
 Эмпирический уровень научного познания - исходный  этап  научного  познания,  его  основа,  обеспечивающая  связь знания  с реальностью. Эмпирический  уровень научного познания заключается в установлении фактов, их первичной группировке, выведении так называемого «эмпирического закона». На эмпирическом уровне исследователь имеет дело с реальными объектами, свойства которых не контролируются сознанием. Задача эмпирического уровня – их выявление и описание. 
         
Теоретический уровень научного познания - разработка мысленных моделей изучаемого процесса, призванных обобщить и объяснить имеющиеся факты и эмпирические законы. На этом уровне исследователь оперирует идеализированными объектами, свойства и взаимосвязи которыхобобщают существенные свойства и взаимосвязи объектов реальности. Знание, возникающее на этом уровне (гипотеза, теория, закон), не только объясняет имеющийся эмпирический материал, но и способствует  его наращиванию, выполняя предсказательную и методологическую функции.

Художественное познание:
         Образное отображение (иногда интуитивное) новых объектов и ситуаций, новых сторон известных объектов и ситуаций, осуществляемое на основе чувственного восприятия и творческого воображения субъекта. Художественное познание осуществляется в сфере искусства. Научное и художественное познание дополняют друг друга, поскольку используют разные средства и подходы к исследованию и отображению как объективного, так и субъективного. 
         Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Черты художественного образа:
  • метафоричность, 
  • ассоциативность,
  • многозначность, 
  • оригинальность. 
Философское познание.
         Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности инайти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. 
         В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человекав нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое познание.
         Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. 
         Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Религиозное познание.
         Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.                  Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания, формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Социальное познание.
  • Субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают
  • Сложность самого объекта познания
  • Возможности наблюдения и эксперимента в социальном познании ограничены
Для изучения развития общества необходимо принимать во внимание следующие факторы:
  • Текущая деятельность и ее условия, которые являются результатом деятельности предшествующей
  • Производственная и творческая деятельность
  • Взаимосвязь материальной и творческой деятельности
  • Деятельность различных субъектов
         ​Основные социальные науки:

История – изучает последовательность событий и причинно-следственные связи между явлениями
Социология – изучает социальную структуру общества и общественные отношения
Политология – изучает политическую власть, политические отношения, факторы политической жизни общества
Юриспруденция – система наук, связанных с изучением правовой системы и правоотношений
Экономика – изучает отношения в сфере распределения, обмена и потребления

Комментариев нет:

Отправить комментарий