среда, 24 декабря 2014 г.

Проблема познаваемости мира


Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Сравнение познавательной и трудовой деятельности:


Цель: получение знаний о рассматриваемом предмете, его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами.
Средства: наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в различных науках, а также в ненаучном познании.
Результат: получение достоверного знания об изучаемом предмете.


Теории познания:
Скептицизм - позиция сомнения в возможности истинного познания мира.
Агностицизм - философская позиция, отрицающая познаваемость окружающей реальности.
Позитивизм - основной тезис: все подлинное (позитивное) знание- совокупный результат специальных наук.

Уровни познания (чувственный и рациональный):
Эмпирики - единственным источником познания являются чувства.
Рационалисты - чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают, а потому их надо проверять разумом, логикой, следовательно, решающая роль принадлежит мышлению.

Формы чувственного познания:
Ощущение - отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета.
Восприятие - комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета.
Представление - образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.

Формы рационального познания:


Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках.
Суждение - форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними.
Умозаключение - форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из другого (других).

Комментариев нет:

Отправить комментарий