воскресенье, 19 октября 2014 г.

Проблемы общественного прогресса

И..Гете: "Человечество станет умнее и рассудительнее, но не лучше, счастливее и деятельнее. Я предвижу время, когда человечество не будет больше радовать Бога, и Он будет вынужден вновь все разрушить для обновленного творения."

В своем высказывании, немецкий мыслитель и поэт, И.В. Гёте  обращает внимание на серьезную общественную проблему - отношение технического развития к духовному. Гете рассматривает тонкости прогресса, а именно - его относительность. Мыслитель жил в 19 веке, и что уже говорить, это проблема актуальна и по сей день, и я уверенна, в будущем на нее также будут обращать внимание, я на это надеюсь. Действительно, я полностью разделяю мнение поэта, ведь, если мы посмотрим назад. в прошлое, то многие поколения не раз сталкивались с этой проблемой.

Рассмотрим отношение науки к религии в прошлые времена. Соотношение религии и науки в истории культуры на первых этапах развития культуры находилось, в пользу религии, а, начиная с XVII в. н э. наметился перевес науки.  При этом это глубоко отразилось на развитии общества, на его мировоззрении, а затем уже на его устройстве, искусстве и технологиях.С приходом Нового Времени, подготовленного эпохой Возрождения, в XVII - XIX вв. наука занимает главенствующее место, вытесняя религию и объявляя превосходство рациональной научной истины над чувственным иррациональным познанием духовной жизни. В прошлом человеческая культура и общество опиралась на религию, на веру. И теперь мы можем наблюдать, что когда эта система не использовалась,  было высокое падение нравственности. Бесспорно, наука внесла одну из основных ролей в общественном прогрессе.  Но эволюция культуры и соотношения в ней науки и религии имели не всегда последовательный, а скачкообразный характер, что приводило к спорам и конфликтам, замедляющим порой культурное развитие социума. Случалось и такое, что религию и вовсе пытались вытеснить, например, в антирелигиозной борьбе, которая проводилась в СССР. В итоге культура оказывалась в убытке, замедлялось ее сбалансированное развитие, в том числе страдала система образования, искусство, имело место насилие и вооруженные конфликты, уничтожались многие социально-культурные ценности.

Повторюсь, что в современном мире, проблема религии и культуры наиболее актуальна. Мы являемся свидетелями высокой прогрессивности технического прогресса.  Но значит ли это, что нам повезло, ведь мы говорим об относительности? Конечно, у медали две стороны. Нынешнее поколение, утрачивает честь, достоинство прежних поколений, сейчас религия не стоит на первом месте у молодежи. Люди становятся умнее, но не счастливее.  Войны, вирусы, убивающие тысячи людей, метеориты, падающие на Землю, катаклизмы, глобальные проблемы изменения температуры, случайно ли это? Ведь, потеряв люди самое главное - веру, " Он будет вынужден вновь все разрушить" .

1 комментарий:

  1. Лада, Вы взяли очень интересный ракурс для раскрытия смысла высказывания. Однако, немного не докрутили, как с точки зрения теории, так и с точки зрения конкретизации фактами.
    Меня не покидает ощущение "лоскутного одеяла": отсюда кусочек, оттуда кусочек. Хотя, повторюсь, задумка роскошная.

    ОтветитьУдалить